Корзина

Осушительные/трюмные помпы

Трюмная помпа: пусть вода остаётся за бортом

Важный элемент системы безопасности судна – трюмная помпа. Ошибаются оптимисты, надеющиеся справиться ведром или черпаком (хотя и он необходим). Осушительный насос не допустит заполнения судна и под сильным дождём, и в аварийной ситуации.

Нет электричества? Есть механика

Как и иные подобные устройства, помпы для откачки воды выпускают механические и электрические. Первые применяются там, где нет возможности подключиться к аккумулятору или бортовой сети. Например, небольшую лодку без самоотливной палубы либо каяк переворачивать для слива воды неудобно, а выбрать черпаком небольшой слой жидкости на дне не получится.

Решение проблемы — ручной насос.

Выпускают два типа механических устройств. Поршневые похожи на большой шприц. Диафрагменные («лягушки») намного производительнее. Все они – самовсасывающие.

Вольтаж

Основной критерий выбора электропомпы для лодки определяется бортовой сетью: 12 или 24 вольта.

Самоконтроль

Второй важный аспект — наличие автоматики. Один из типов – автопереключатель поплавкового типа. При подъёме воды в трюме или под сланями он всплывает, замыкает электроцепь и включает механизм. Насос начинает работать. Как только воды становится меньше, поплавок опускается, размыкает цепь. Устройство выключается.

Если же погружная помпа не укомплектована автопереключателем, можно установить его дополнительно.

Соответственно, на панели управления есть три позиции тумблера:

  • Выключено.
  • Принудительное включение.
  • Автоматический режим (даже в отсутствие людей помпа сама следит за уровнем воды в лодке или яхте: штормовой дождь и волна не страшны).

Скорость откачивания

Третий критерий при выборе модели – производительность помпы: сколько воды она может прогнать через себя за единицу времени. Производитель указывает эту информацию в виде данных GPH (галлонов в час). Продавцы дополняют переводом в более привычные для нас единицы: литры в час или в минуту. Разные модели помп способны перекачивать от 15 до 190 л/мин.

Важно помнить: эти цифры соответствуют истине лишь в случае горизонтального сброса воды, а задача помпы всё же переместить жидкость на некоторую высоту. При подъёме на каждый метр производительность падает на 25–30%.

Нюансы установки

Помпу подбирают с таким расчётом, чтобы она качала быстрее, чем вода прибывает. Но абсолютно сухим ни одна из них межпалубное пространство не сделает: тонкий слой воды всё равно останется. Соответственно, устанавливать водоотливной насос нужно в самую нижнюю точку дна, чтобы дать механизму возможность выбирать максимум жидкости. Так как помпу крепят на жёсткую поверхность, порой пользователю приходится искать варианты установки и что-то дорабатывать.

Поскольку большинство моторных судов имеют кормовой дифферент, оптимально размещать водозаборник ближе к транцу, где чаще и скапливается основная часть воды.

Весомым фактором при выборе помпы может стать расположение разъёма сброса воды: горизонтальное или вертикальное. Если для монтажа осушительного насоса критически мало места, приходится ориентироваться на данный патрубок: не помешает ли он установить помпу.

Надёжно и удобно

Заслуженной популярностью пользуются комплексные системы. В комплект входит всё необходимое, включая шланги, провода, разъём водосброса. Помпа морского исполнения, импеллерного типа. Снабжена сетчатым невсплывающим водоприёмником с фильтром: его можно закрепить или просто опустить в нижнюю точку. Потенциометр замеряет потребление энергии: если вода поступает в шланг — насос работает с нагрузкой, расход энергии повышен. Воды нет, нагрузка исчезла, энергия не расходуется? Автоматика отключает крыльчатку.

Дополнительные возможности

Из самого названия погружных помп следует то, что они могут находиться под водой. У некоторых моделей есть даже цепочка, чтобы можно было закрепить устройство за бортом для подачи воды. Удобно вымыть палубу от грязи, рыбьей чешуи или водорослей.