Корзина

Якорные цепи

Надёжная тяжесть якорной цепи

Верно выбранное для постановки место и хорошее якорное устройство — вот составляющие безопасной стоянки на якоре. Якорный конец принимает на себя большую часть нагрузки, поэтому требования к нему так высоки. Чем длиннее канат или цепь, тем лучше держит якорь.

Чрезмерное натяжение фала может выдернуть якорь, веретено которого должно лежать на поверхности дна. Такое положение возможно только при провисшем канате или цепи.

Есть два способа достичь этого состояния: достаточная длина фала и дополнительный довесок на веретено.

Разумеется, длина якорного конца должна быть намного больше, чем глубина под судном. Сразу возникает вопрос: насколько? Этот показатель зависит от многих факторов. При нормальных условиях безопасен коэффициент «пять глубин», хотя в защищённой гавани будет достаточно и более короткого троса.

Есть ещё одна примерная формула для определения количества вытравливаемой цепи на хорошем грунте и без сильного ветра: 4 глубины до 20 м, 3 — до 50 м, 2,5 — свыше 50 метров.

Для уверенного определения, сколько метров отдано, необходимы удобный счётчик цепи для лебёдки либо демократичная маркировка. Это важный элемент безопасности, несмотря на простоту вопроса. Если усиливающийся ветер или что-то иное внушает опасения, нужно ещё вытравить каната.

Серьёзные глубины означают 80-100 метров цепи. Стоит недёшево, места займёт немало. Сэкономить финансы и ресурс лебёдки помогут комбинации каната и цепи.

Комбинируем по-разному

Опытным судоводителям хорошо известно, как на любом грунте увеличить держащую силу любого же якоря. К его веретену присоединяют 2-3 метра якорной цепи со средним звеном. Эта добавочная огрузка значительно улучшает эффективность работы якоря за счёт изменения угла воздействия на него и придания ему необходимой ориентации. Лежащая в грунте цепь своим дополнительным сопротивлением помогает надёжному грунтозацепу.

Ещё одно полезное качество такой комбинации — защита каната от перетирания о камни или ракушечник.

Комбинированный якорный конец может состоять из троса и более длинной цепи. Это практично для владельцев катеров или яхт, выходящих на большие глубины. Накладно и в прямом смысле слова тяжело пользоваться 200 метрами цепи. А скомбинировать 50 метров со 150-метровым тросом — вариант практичный, поскольку задействует все её положительные свойства и при этом сохраняет ресурс лебёдки.

Чтобы якорный конец нормально, без зацепов, проходил через звёздочку автоматической лебёдки, «сращивать» трос и цепь нужно по правилам. Есть два варианта: купить соединительное звено или самостоятельно связать сплесень.

Определяем основной размер

Кроме длины цепи, важным параметром является её калибр — минимальный диаметр сечения звена. Это основной параметр, определяющий её характеристики.

Он влияет на два фактора. Во-первых, сможет ли ваша лебёдка работать с конкретной цепью. Во-вторых, сколько будет весить погонный метр цепи.

Если автоматической лебёдки нет, то калибр определяется размерами вертлюга для соединения с якорем.

Выбираем материал

Цепи постоянно подвергаются воздействию воды, часто морской, и защита от коррозии — условие жизненно важное. Надёжными признаны изделия из нержавеющей стали либо оцинкованные горячим способом.

Нержавейка привлекательна внешне, гладкая на ощупь, но дорогая. Оцинковка в несколько раз дешевле, но окисление делает её не такой эстетически совершенной, а шероховатости могут способствовать застреванию в якорном отсеке.