Корзина

Системы управления двигателем

«Дистанция» на лодке: рулить удобнее и безопаснее

Управлять небольшой «моторкой» посредством румпеля легко, когда маршруты невелики, а водные путешествия не слишком часты. Подолгу сидеть вполоборота у транца дискомфортно. Если же лодка длиннее 4 метров, ручное управление ещё и небезопасно. Обзор вперёд по курсу ухудшается, особенно при избыточном кормовом дифференте.

Поэтому дистанционное рулевое управление для лодочного мотора — не роскошь, а объективная необходимость. Это сделает эксплуатацию маленьких плавсредств проще и комфортнее, на больших судах повысит безопасность передвижения.

Механика или гидравлика

Дистанционные рулевые системы делятся на два типа.

Механические. Через рулевой редуктор посредством троса поступательный импульс передаётся на двигатель и отклоняет его влево-вправо.

Гидравлические. Рулевой редуктор представлен гидронасосом. Мотор оснащён гидроцилиндром и отвечает на движение его штока. Угол наклона ПЛМ регулируется так же, как и в предыдущей системе.

В сравнении с механикой гидравлика заметно дороже и сложнее в установке. Обычно её выбирают для больших судов. Маломерным лодкам и катерам с подвесными моторами невысокой мощности вполне достаточно механической системы, которая наиболее востребована потребителями.

Большое или маленькое: рулевое колесо

Важный элемент рулевой системы судна — штурвал. Рулевое колесо катера или лодки отличается от автомобильного гораздо более широким ассортиментом типоразмеров. Салоны автомобилей по габаритам похожи, а вот пространство на разных судах значительно различается. Штурвал может быть как совсем миниатюрным, так и до двух метров в диаметре (на больших яхтах).

Тяги: универсальные или индивидуальные

За связь мотора с тросом отвечают рулевые тяги. Эти Г-образные конструкции передают импульс двигателю. Рулевые рычаги выпускают специализированные или универсальные. Последние можно индивидуально отрегулировать для конкретного мотора.

Пульт управления: накладной, постовой или врезной

На расстоянии требуется не только поворачивать мотор. Нужно ещё управлять газом (не важно, инжекторный или карбюраторный двигатель), переключать передачи. Эта система также состоит из нескольких компонентов. Самое важное в ней – механизм, приводящий в действие дроссельную заслонку. На моторах разных производителей процесс реализован по-разному. На одних моделях требуется толкнуть, на других — потянуть. 

По типу монтажа пульты (контроллеры) делятся на три типа:

Накладные. Прикручиваются на вертикальную поверхность, закрыты собственным боксом.

Постовые. Устанавливаются на любую горизонтальную поверхность. Либо вертикальную плоскость непосредственно перед судоводителем. Все «внутренности» контроллера упрятаны внутри.

Врезные. Похожи на постовые, но располагаются на вертикальной поверхности. Например, на борту. Снаружи остаются лишь рукоятки, одна или две.

Ещё один способ классификации контроллеров – по количеству рычагов (один или два). В первом варианты и за дроссель, и за передачи отвечает один рычаг. Во втором один на дроссель, второй на переключение передач. Либо, при наличии двух моторов, оба рычага управляют как заслонкой, так и реверсом. 

Тросы: функции и длина

Процесс управления происходит за счёт тросов: рулевого и дистанционного. Первые передают импульс на поворот двигателя. Вторые подключаются к мотору и переключают передачи, а также управляют дроссельной заслонкой. Определяясь, какой длины трос приобретать, следует знать: рулевой берут «впритык». Дистанционный — с запасом: при повороте двигателя он будет повторять движения мотора.

Кроме этого, понадобятся…

При установке «дистанции» также могут потребоваться дополнительные аксессуары: опоры установочных комплектов, гофры-уплотнители (врезаются в рецесс или транец и защищают от попадания воды внутрь, сквозь них пропускают трос и все коммуникации).

Когда фирма имеет значение

Приобретая систему дистанционного управления или переходя на неё с другой, нужно учесть: комплектующие подразделяются на разные типы и классы, не все они унифицированы. При выборе рулевой системы производитель двигателя не имеет значения. А вот когда дело дойдет до приобретения контроллера дистанционного управления и тросов — марка мотора важна.